Безопасен ли газ в авто?

Мы боимся того, чего не знаем. А как устроено газовое оборудование знают вообще единицы. Мы знаем, что газ опасен. От бытового газа взрываются целые дома. И мы понимаем, что газ — это не игрушка. Да и бензин — не детские шалости. Его пары взрываются еще веселее чем газ.

Если бензин в автомобиле уже приручили, то как обеспечивается безопасность пассажиров в автомобиле, переоборудованном для работы на газе? Это действительно надо знать, чтобы принимать решение — устанавливать ли вообще газ? Если устаналивать, то какое оборудование выбрать? На чем можно сэкономить? А на чем не стоит? Какая должна быть установка? На что нужно будет обратить внимание при выборе комплектации оборудования, которое будет устанавливаться на Ваш авто?

Вы не обязательно должны знать все тонкости. Но… понимание что у Вас установлено — должно быть. И установлено ли оно правильно? Если Вы этого не знаете — Вы это не контролируйте. И принимаете решение только с позиции — где можно установить газ подешевле, не вдаваясь в подробности.

О том, как выбирать ГБО (газовую устаноку на Ваш авто) вы можете почитать в другой статье. А наша тема — БЕЗОПАСНОСТЬ .

Видео ссылки в статье выделены сиреневым цветом.  Многие видеосюжеты, к сожалению, не озвучены на русский язык, однако сюжеты понятны без слов.

 

Основные элементы газового оборудования, которые влияют на безопасность газовой установки.

Газовый баллон

Для автомобильного газового оборудования используются более жесткие требования по сравнению с бензином.

Баллон циллиндрический пропан/бутан

Баллон циллиндрический пропан/бутан

Баллон торроидальный пропан/бутан

Баллон торроидальный пропан/бутан

Автомобильные газовые баллоны изготавливаются из высококачественной стали толщиной 3-4 мм , выдерживают ударные нагрузки до 20 тонн (к сведению, бензобак должен держать нагрузку до 5 тонн ). В конструкции баллонов применяются специальные слоистые материалы и ячеистые наполнители,  снижающие опасность повреждения баллона. Каждый выпускаемый газовый баллон проходит шестиступенчатый контроль безопасности и получает соответствующий сертификат. При изготовлении каждому баллону присваивается уникальный код. Все баллоны проходят 100%-ю диагностику сварных соединений, гидравлические и пневматические испытания.

Если сравнивать бензиновые баки , то в современной автомобильной промышленности уже с 1974 года большинство автопроизводителей применяют пластиковые топливные баки. Пластиковые емкости имеют многослойную структуру, в которую включены полиэтилен высокой плотности, клеевые составы и барьерный слой из полиамида. Прародители пластиковых бензиновых баков до сих пор выпускают однослойные топливные баки. Вам не стало страшно, что бензобак состоит из полиэтилена :) . И ничего, и BMW, и Honda , и AUDI, и Мерседесы ездят с пластиковыми баками.

Пропан-бутановая смесь находится в системе под давлением, максимально не превышающим 16 атмосфер (это давление, которое производит сила в 1 кг на площадь в 1 см²), на практике редко превышает 10 атмосфер. А автомобильный газовый баллон для газа пропан-бутан рассчитан на давление минимум :) 25-30 атмосфер . Получается, что запас прочности баллона , как минимум в 2 раза превышает давление в обычных условиях эксплуатации .

В Европе проводят испытания «на разрыв». Производители автомобильных баллонов для сжиженных углеводородных газов (пропан-бутан), при каждой смене партии стали, используемой для производства продукции, проводят следующие тесты. Они накачивают баллоны давлением, пока те не разорвутся, попросту не лопнут. На испытаниях эти баллоны рвутся при давлении в 80-100 атмосфер .

Согласно требованиям безопасности, в случае возгорания автомобиля, у пассажиров должно быть достаточно времени, чтобы покинуть машину. Так вот проводятся тесты, где полный газовый баллон бросается в огонь. Как только давление в баллоне превысит 25 бар, сработает предохранительный клапан, и произойдёт контролируемое стравливание давления . Посмотрите как это происходит на практике с испытуемым баллоном, и автомобилем с газовым баллоном .

Выходящий через предохранительный клапан, газ воспламеняется и сгорает контролируемым образом. Перед началом сброса избыточного давления, баллон должен находиться в открытом огне 7-12 минут , чтобы пассажиры успели покинуть автомобиль. Предназначение баллона — предотвратить взрыв, а газ должен безопасно выгореть. В случае с бензиновым баком, взрыв проконролировать невозможно. В этом видео можно увидеть испытания баллонов для пропан-бутановой смеси, метановой смеси и для бензина.

Мультиклапан

На баллон устанавливается многофункциональное устройство – мультиклапан, имеющий к обеспечению безопасности непосредственное отношение.

Почему он так называется?
В данном узле есть:

1. Предохранительный клапан сброса газа.

Предназначен для предотвращения разрушения газового баллона при существенном увеличении давления в нём. Давление может повыситься, к примеру, если вы заправили газовый баллон по завязку, и не проехав пары километров, оставили греться на солнце. Когда давление в баллоне достигает 25 бар, клапан открывается механически и стравливает избыточное давление, пока оно не нормализуется. Специальные шланги выводят стравливаемый газ наружу, предотвращая его попадание в салон автомобиля. Во втором случае — это пожар. Как вы видели на видео выше, баллон не взрывается, а пышет периодически огнем, пока газ внутри емкости не выгорит полностью.

2. Отсекающий поплавок.

Есть два типа мультиклапанов — класса А и класса В. Мультиклапан класса А автоматически осуществляет сброс избыточного давления, а мультиклапан класса В нет. Поэтому в первом случае можно заполнять баллон хоть на 100% — опасности это не представляет. А во втором случае, баллон должен быть заполнен не более чем на 80% своего объема. Остальное пространство заполнит образующаяся паровая подушка, за счет которой, при нагревании, объем жидкого газа увеличивается, не вызывая опасного увеличения давления в баллоне. Поэтому в мултиклапане класса B, при достижении заполненности баллона 80-85 процентов, отсечка перекрывает доступ газа в баллон.

3. Обратный клапан.

Клапан, который предотвращает выход газа из трубки заправочного устройства, после отсоединения заправочного пистолета. Бережет руки от обморожения. Пропан-бутановая смесь, выходя на воздух в виде жидкости, интенсивно испаряется и интенсивно отнимает тепло от окружающей среды. Поэтому попадание струи сжиженного газа на тело человека может вызвать обморожение.

4. Скоростной клапан , который присекает подачу газа в случае обрыва трубки подачи газа.

Если вы где-то, случайно перебьете топливную магистраль, по которой газ подается из баллона в подкапотное пространство, газ будет выходить из баллона со скоростью, превышающей максимально допустимую в нормальном режиме эксплуатации. В этом случае сработает скоростной клапан и аварийно перекроет выход газа наружу. Также есть возможность закрыть заправочный и расходный вентили вручную .

5. Датчик измерения остатка топлива.

В данном случае, бережет Вас от опасности остаться без топлива посреди непролазной пробки.

6. Электромагнитный клапан , который отключает подачу газа при выключении зажигания.

Предназначен на тот случай, если оставленный без присмотра автомобиль по какой-то причине заглох. Переключатель запирает газовые клапана, препятствуя выходу газа и скоплению его в подкапотном пространстве. Данная опция в два раза увеличивает стоимость такой детали, но при этом безопасность всей системы значительно возрастает.

Современное электронное ГБО имеет датчики утечки газа и возгорания, систему сброса давления при аварии, а также систему пожаротушения.

Чем грозит нам газ Пропан-Бутан?

Разумеется, само слово «ГАЗ» несет в себе некое предупреждение об опасности, однако стоит помнить, что пропан-бутановая смесь, используемая в большинстве автомобилей, в обычных условиях тяжелее воздуха, что предотвращает образование газо-воздушной смеси, а точка воспламенения этой самой смеси выше, чем у смеси паров бензина с воздухом.

Американцы рассчитали, что, если на природном газе будут работать 14 тыс. автобусов (25 % автобусного парка США) и каждый из них будет заправляться газом 300 раз в год, вероятность возгорания составляет 1 раз в 35 лет — 74 года.

Запах газа появляется у выхлопа при неправильной регулировке подачи газа. У Вас в квартире на кухне не пахнет газом? Правильно,  не пахнет. А если пахнет,  Вы вызываете аварийную бригаду,  так как появление запаха газа — это ЧП. Так же и в машине. Если появился запах газа,  значит есть утечка и ее необходимо экстренно устранить,  для чего следует обратиться в любой сервис,  имеющий лицензию на установку и ремонт газового оборудования. Ровно то же самое следует делать и при утечке бензина,  то есть утечку следует устранить. Кстати,  при утечке бензина опасность возгорания много выше,  так как бензин имеет способность скапливаться,  в отличие от газа,  который при утечке просто уходит в атмосферу,  не представляя собой никакой опасности. В исправном автомобиле газом не пахнет.

Можно ли курить в автомобиле с газовым оборудованием? Зажженная сигарета в салоне автомобиля никакой опасности не представляет. Но курить в машине не рекомендуется. Во-первых салон воняет табаком,  во-вторых курить очень вредно.

Если в салоне пахнет газом , то первое, что предписывает инструкция, — закрыть вентили баллона и продолжить движение на бензине, до выяснения причин. А причины может быть две. Первая — утечка и попадание в салон несгоревшего одоранта из системы выпуска отработавших газов. Вторая — неисправность запорной арматуры (что случается крайне редко). При исправной системе в салоне газом не пахнет! Неоднократно упоминаемый «запах газа» связан, как правило, либо с неправильно проведенным ТО (сливом конденсата на эжекторных системах подачи газа), либо с негерметичностью выхлопной системы, при которой несгоревший одорант задувает в салон через воздухозаборники. Этот запах хотя и крайне неприятен, но не может служить причиной возгорания, а правильно проведенное ТО и нормальное состояние выхлопной системы гарантируют Вам отсутствие неприятных ощущений.

По поводу запаха: этого нет на машинах с ГБО-4 поколения . Такая проблема присуща только предыдущим поколениям ГБО.

По поводу опасности, она конечно присутствует, но опять же американцы на своих сайтах пишут, что газ, если травит балон или он разорван улетучивается быстрее, чем бензин и поэтому он не настолько опасен как его все представляют.

Природный газ — наиболее безопасное моторное топливо. Его нижний предел самовоспламенения намного выше, чем у нефтяных моторных топлив.

Безопасность не ограничивается только использованием правильного автомобильного газового оборудования. Особые требования газ предъявляет к состоянию электрики автомобиля, к его системе зажигания и чистоте воздушного фильтра . Все должно быть безупречно, а расходные детали должны своевременно заменяться.  Для этого важно проходить плановые ТО газобаллонного оборудования ( ТО ГБО-1 , ТО ГБО 2 ,   ТО ГБО 3 , ежегодное ТО ГБО ).


Оставить комментарий

Вы должны быть зарегистрированы чтобы комментировать.


купить плитку Cir Saint Barth . газовый баллон . поплавки для спиннинга